02.09.2010Индустрия впечатлений
Заядлого путешественника в XXI веке вряд ли можно чем-нибудь удивить. Памятники истории и культуры уже не производят на него такого впечатления, как раньше. Креативные умы в начале восьмидесятых годов прошлого века придумали новый вид туризма – промышленный. Поветрие пошло из Европы, когда заброшенные заводы, фабрики и шахты посещались туристами, как памятники индустриальной эпохи, особенным вниманием пользовались те из них, что были связаны с историческими событиями.
Каким бы странным это ни казалось, но поездки на Чернобыльскую АЭС – довольно популярный туристический маршрут. Он состоит из поездки на саму электростанцию, экскурсии по Чернобылю и Припяти, даже посещение самоселов с.Куповатое с угощением традиционными украинскими блюдами.
В конце прошедшего века западные предприятия и большие, и не очень открыли свои проходные, а любопытствующие граждане с большим интересом пошли знакомиться с производством.
Специалисты в области развития мировой экономики назвали эту стадию «экономикой впечатлений». Суть её состоит в том, что в эпоху высокотехнологичных производств рядовому потребителю трудно ориентироваться в предлагаемом изобилии товаров, а тем более, определить самостоятельно критерии предпочтений. Для того, чтобы дружба производителя и потребителя была крепче, стоит второго пригласить в гости.
Если потенциальный покупатель побывает на молочном заводе, своими глазами увидит, как все там чисто и стерильно, сам подоит корову, проведет стерилизацию и упаковку продукта, то можно предположить, что продукцию именно этого производителя он впредь будет выбирать в супермаркете.
Для небольших производителей «производственный туризм», зачастую, просто способ выживания. Мастерская стеклодува или гончара, где на глазах туриста специально для него изготовят предмет, а то и дадут ему самому попробовать что-то сделать, не останется в накладе, потому что из такой «лаборатории» турист не может уйти без покупки.
Ставка маркетологов на «индустрию впечатлений» не подвела и такой крупный концерн, как Volkswagen. Для вывода на рынок новой модели был специально построен сборочный завод в Дрездене рядом с многолюдными отелями и аэропортами. «Стеклянная мануфактура» обошлась в 250 миллионов долларов. Сборку автомобиля могли наблюдать все желающие даже с улицы, не используя ни монокуляр, ни бинокль, ни приборы ночного видения, но не было препятствий и тем, кто хотел рассмотреть процесс изнутри. Бесплатно. Желающим приобрести новую модель фирма оплачивала поездку за ним из любой страны мира.
В Лейпциге так же просто можно посетить завод BMW Дизайнерское решение этого объекта весьма оригинально – напоминает оскаленную пасть добермана. Любой человек с улицы может в течение дня пройти в цеха и понаблюдать за сборкой автомобилей, а при желании пообедать в столовой для рабочих.
Компания Ford сделала ставку на свою историю. Сначала туристов возят по местам боевой и трудовой славы Генри Форда, потом досконально в специально оборудованной студии объясняют процесс производства, потом со специальной смотровой площадки обозревают окрестности и лишь в завершение экскурсии проводят в сборочный цех. Это уже не бесплатно. Стоимость экскурсии 10-14 долларов.
Большинство крупных производителей с туристов деньги не берут. Даже развлекают. Корпорация Case, производящая строительную технику, вывозит экскурсантов на полигон, где они могут в действии испытать бульдозеры и экскаваторы. Любые из тех, что производит корпорация.
По материалам сайта OptiVisions.ru