28.12.2014ИСО 9001 — необходимое условие для успешного развития предприятияСтандарты ИСО 9001 предназначены в первую очередь для оказания помощи покупателям в процессе выбора потенциальных поставщиков, которые обладают эффективной системой качества. Те предприятия, которые имеют сертификацию исо 9001, воспринимаются потребителями как надежные, жизнеспособные поставщики. Соответствие параметрам ИСО 9000 создает конструктивный фундамент для реализации договорных взаимоотношений между заказчиком и поставщиком.
Современные директивы Евросоюза приводят перечни продукции (и этот список постоянно расширяется), поставляемой в страны ЕС при условии наличия сертификата качества. В частности, такой подход лежит в основе принятия Европейским сообществом Глобальной концепции законодательного обеспечения качества товаров и услуг на европейском рынке. Однако вне зависимости от законодательной среды, на практике для западных партнеров показателем конкурентоспособности любой компании служит сертификат системы качества.
Именно поэтому в России специалисты по сертификации с большим практическим опытом заявляют: «Когда говорят, что это обусловлено внутренними факторами - не верьте! Внешний толчок должен быть всегда». Ведь на самом деле роль такого стимулирующего фактора играет необходимость присутствия на зарубежном рынке. Еще со времен СССР повелось, что экспорт — это наивысшее качество. Первый советский ГОСТ качества (40.9000-88) предписывает в первую очередь подготавливать к сертификации продукцию, идущую на экспорт. В обязательном порядке сертификации подлежат предприятия, которые поставляют продукцию для военных целей — это условие для получения соответствующей лицензии.
Однако нормальная конкуренция, которая потребовала уделять должное внимание вопросам качества, стала зарождаться и в условиях внутреннего российского рынка — например, строительных материалов, компьютерной, бытовой техники, текстильных изделий и т.д. Потребителю достаточно один раз получить некачественный товар, пусть даже по очень выгодной цене, чтобы потерять доверие к такому поставщику — «товары возвращаются, покупатели – нет». Аналогичная ситуация и на рынке услуг. Например, известная на внутреннем рынке компания по производству программного обеспечения "1С" внедряет программу по обязательной сертификации для своих партнеров, которые занимаются распространением её систем.
Таким образом, как и по всему миру, успешность предприятия, которое занимается производством или обслуживанием, всецело зависит от уровня удовлетворенности потребителя. Хотя многие наши управленцы считают основными целями сроки поставки и цены, при этом, не уделяя достаточного внимания потребительской привлекательности продукции, которая в современных условиях выступает в качестве основного фактора повышения конкурентоспособности. Для многих потребителей эта сторона вопроса представляется более важной, нежели снижение цены или наличие бонуса. Мастерство продавца позволит в условиях жесткой конкуренции получить нужный заказ, но только качество услуги или товара будет определяющим фактором для повторного обращения потребителя к этому продавцу.
|